Блог

Интеллектуальная собственность: правда для компаний

Мне никогда не нравилось, что у интеллектуальной собственности есть 3 лагеря:
  1. Консультанты, которые оказывают услуги по обеспечению правовой охраны на объекты ИС. Для них, чем больше бюджет на ИС, тем лучше, и не важно, добьётся ли компания своих целей. Главное – освоить полностью бюджет, и чтобы аргументация освоения этого бюджета была правдоподобнее.
  2. Юристы по ИС, которые работают в штате компании. Они, как и первая группа, заинтересованы в больших проектах и, следовательно, в больших бюджетах на ИС. Причина заинтересованности: прославится на рынке, сделать хорошее резюме и увеличить свой доход либо в первой компании, либо уже в новой. Эту группу сотрудников также не интересуют достижение целей компанией.
  3. Собственники бизнеса. Они, обычно и к сожалению, имеют крайне поверхностные знания об ИС. Из-за этого они, за редким исключением, не знают, зачем и для каких целей можно использовать ИС.
Так как я был во всех вышеуказанных категориях, то могу написать объективную информацию об ИС, которая будет полезна прежде всего собственникам бизнеса (1 и 2 категория и так знают, но обычно не говорят):
  1. Интеллектуальная собственность не обязательно нужна компании. Более того, есть очень много примеров успешных компаний, которые либо вообще не оформляют ИС, либо оформляют её совсем в ограниченном количестве. Да, есть риски копирования, но во всех отраслях, кроме фарм индустрии, копирование и так происходит, так как срок обеспечения правовой охраны и защиты ИС очень долгий. Это не относится к товарным знакам, так как сейчас товарные знаки используются шире, чем классическое применение (например для закрытия групп в соц.сетях).
  2. Большинство компаний не хотят «нападать» на компании, которые копируют их интеллектуальную собственность, а также считают, что такие действия вызовут негативную реакцию рынка (здесь они правы).
  3. Касательно патентования технических решений (не относится к фарм индустрии). Очень мало специалистов, которые могут объективно оценить область правовой охраны. Это касается как юристов, так и специалистов по duediligence, инвесторов и т.д.
  4. Если у компании цель – получить инвестиции, то делайте большой портфель из разнообразных объектов ИС (патенты, товарные знаки, ноу-хау, программы для ЭВМ, объекты авторского права).
  5. Если у компании цель – защитить свою интеллектуальную собственность, если понадобится, то в суде, то лучше оформить минимальное количество объектов ИС, которые охраняют самые «видимые» части результат интеллектуальной деятельности, чтобы потом нарушение можно было легко обнаружить и доказать факт нарушения в суде с помощью claimschart.
  6. Если у компании цель – налоговая оптимизация (заключение лицензионных договоров с офшорами), то можно патентовать что угодно и постепенно по несколько заявок в год. Главное, чтобы процесс происходил стабильно. Правда, судя по последним новостям о единым корпоративном налоге во всех странах, я думаю такой цели скоро не будет.
  7. Если вообще не хотите заниматься ИС, но при этом не хочется зависеть от тролей, то в зарубежных странах есть страховка. Дорогая, но зато от головной боли избавляет.
  8. Оценка ИС – очень субъективный процесс и часто имеет очень заниженную стоимость. ИС компаний с большим оборотом будут оценены адекватно.
Вот и все базовые знания, которые необходимы, чтобы можно было разговаривать со штатным LegalDirector, IPDirectorили компаниями-консультантами.